Приближается Великая Среда, а значит пора вспомнить Иуду. Были попытки Иуду героизировать, также представить его благим инструментом спасения или как сегодня романтизировать и усложнить его психологию в духе бульварных романов. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова: Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия.
Как только Иуду не оправдывали разные авторы: и герой он, и патриот, и если бы не он, то Христа бы не распяли, а мы не спаслись. А ещё он единственный кто всё знал и понимал и вообще со Христом у них была договорённость и т.д. А если и он погиб, то только по вине Христа, не надо было брать его в ученики, тогда бы не предал и не повесился. В общем, виноват кто угодно, но только не Иуда.
Лично для меня история Иуды – это история того, как Бог постоянно пытается спасти человека, а он сопротивляется. Иуда становится одним из 12 апостолов. Представьте, какие толпы ходили за Иисусом, сколько народу его окружало, т.е. конкурс на апостольство был сумасшедший. И всё-таки Иуда этот конкурс выигрывает и становится одним из самых приближённых людей к Богу. То, что Иуда был искренен в своём апостольстве, сомнений никаких нет. Также как и все апостолы Иуда получает от Иисуса дары исцеления, изгнания бесов, чудотворения и т.д. Можно ли этому радоваться? Христос говорит, что нет! «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». (Лк.10:20) Суть этого высказывания в том, что быть с Богом важнее, чем те выгоды, которые ты получаешь, когда служишь Ему. Именно это и должен был усвоить Иуда.
А вот и главный отрывок, который раскрывает предателя и его мотивы:
"Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали". (Ин.12:3-6)
Для того, чтобы понять Иуду, лучше прочитать целую книгу не про него, а про грех сребролюбия. Сребролюбие – это греховная страсть, которая выстраивает мировоззрение человека по типу: «всё в этой жизни продаётся, всё в этой жизни покупается» и ещё популярное - «время – деньги». Проанализируем ситуацию.
Когда Иуда видит как Иисусу дорогим благовонием мажут ноги, то очень важно, что он говорит точную цену благовония – 300 динариев. Иуда человек биржи, капитала. У него в башке постоянно идёт оценка и конвертация денег. Его волнует, кто во что одет, кто на чём ездит, сколько стоит какое имущество. Увидев благовонное дорогое миро, он как бухгалтер тут же выдаёт: "300 динариев цена". Он уже придумал, кому и где его можно продать.
Апостол Иоанн Богослов сразу «выкупает» Иуду, говоря: "Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор". (Ин 12:6) Любая греховная страсть всегда прикрывается добром и лжёт. Сребролюбие, зависть, гнев и т.д. всегда придумывает благие мотивы, добрые оправдания. Я за справедливость, я за бедных! Я не о себе думаю, я как лучше хочу! Это может многим не понравится, но всякий, кто считает чужие деньги (разумеется, честно заработанные) и упрекает в том, что они потрачены не так, по сути подражает Иуде, а потому даже в мыслях является вором. Как говорит Соломон: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды". (Прем.Сол.1:4-5)
А теперь смотрим, как Иисус снова и снова пытается спасать Иуду. Он отвечает ему: "оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда". (Ин.12:7-8)
Удивительная мягкость! Христос знает, что Иуда вор, знает, что в нём негодует страсть, но при этом не обличает его, не гонит от себя, но даёт понять, что «Меня не всегда имеете с собой». Т.е. "Я как Бог дороже денег" - такую мысль пытается донести Христос Иуде. Иисус пытается направить взгляд Иуды от денежного ящика к Себе, говоря, что твой «ценностный прицел» сбит, если не исправишься, то всё закончится плохо. Иуда не захотел прислушаться. Ему не нравится то, как Христос относится к материальным ценностям. Этот эпизод и стал апогеем недовольства для Иуды, после чего «Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его." (Мф.26:14-16)
Обратите внимание, что Иуда и здесь истинный бизнесмен. Он не назначает цену сам, боясь продешевить. Решил продать Бога? Продавай выгодно! Работа не пыльная, ничего сложного. 30 сребреников - цена раба в то время! Тоже не плохо.
Следующий эпизод с Иудой происходит уже на Тайной Вечере: "истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?" (Мф.26:21-22) "При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал". (Мф.26:25)
Христос уже в глаза Иуде говорит, что знает о его намерении предать. Каждое обращение к Иуде – это призыв к покаянию. Вот сейчас ты будешь причащаться, вот ты задумал меня предать, измени своё решение! Но и тут отказ от покаяния: "Иисус, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее". (Ин.13:26-27)
Вот она амбивалентность принятия Святых Христовых Тайн: либо ты станешь причастником Бога, либо в тебя войдёт сатана. Всякий раз словам Христа Иуда предпочитал внутренний голос сатаны. Причастие Иуды на Тайной вечери – это вершина полного отречения от Бога. Парадокс, но это так!
Следующая встреча с Христа с Иудой в Гефсиманском саду: "Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лк.22:47-48)
Стоит обратить внимание, что предательство Иуды – это не деяние, совершённое в состоянии аффекта, это именно осознанное, рациональное, подготовленное мероприятие, чётко обдуманное и спланированное. Вина Иуды отягчается тем, что он во всей полноте видел и знал Христа. А главное, что инициатива предательства была именно со стороны Иуды, ведь если бы насильно его заставляли предать, то не было бы такого жёсткого отношения к нему.
«Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Как я уже сказал, если Бог задаёт вопрос, т.е. принимает на себя «образ неведения», значит, призывает к покаянию. Даже тут, когда уже предательство оплачено, воины стоят, ждут команды и всё равно Христос пытается спасти Иуду до последнего момента. Мерзость со стороны Иуды заключается в том, что приветственное целование как символ любви, превращается в высший знак предательства. Символ вывороченный наизнанку. Сатанизм в высшей степени!
Конец истории Иуды, когда он понял, что Христа убьют, выглядит так: "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился". (Мф.27:3-5)
Естественные для человека стыд и отчаяние поглотили Иуду. Оказалось, что деньги, в которые он так истово верил, неспособны дать его душе мир и покой. Оттого он и кидает их первосвященникам. Это даже не плач о Христе, сколько разочарование в сущности денег. Они не помогли в очень важный момент, не сделали его счастливей и не принесли радость. А значит, никто мне не поможет в этой жизни! Только петля меня спасёт! И повесился!
Каким образом апостол стал предателем? Христос объяснял это в притче о сеятеле: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно".(Мф.13:22) Быть со Христом, значит быть в борьбе. Иуда отказался от этой борьбы и получилось то, что получилось. Он был только телом со Христом, но его душа всегда была с деньгами и фантазиями о себе, о своей выгоде, о своём счастье! Апостол Пётр тоже предал, но он знал Христа как Того, перед Кем не стыдно быть слабым, быть хвастуном, быть предателем. В любом состоянии я приду к Нему и Он примет меня и исцелит. Потому Пётр и восстановился в апостольстве. Иуда не познал такого Христа при жизни. Скорее всего он Его и как Христа-то не познал, от того и конец его ужасен. Именно поэтому перед каждым Причащением мы молимся:
Вечери Твоей тайной ныне, Сыне Божий, причастника меня прими: не врагам Твоим тайну поведаю, ни целования Тебе дам, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во царствии Твоем. Аминь!
Это предание
Знают все люди:
Тридцать монет
Посулили Иуде,
Стражников дали,
Сказали: веди!
Бледный Иуда
Пошёл впереди.
Предал лобзаньем
Христа он Пилату
И получил
За предательство плату:
Тридцать серебряных
Тусклых монет, -
Но и доныне
Не меркнет их свет.
Годы мелькают.
Проходят века.
Снова к ним тянется
Чья-то рука…
Так искони
На земле и ведётся:
Был бы Христос,
А Иуда - найдётся.
По самой главной сути
жизнь проста,
хоть и подобна
истинному чуду:
В самом себе
не предавай Христа,
В душе своей
не взращивай Иуду.
(Стихи Владимир Сапронов)